логин
пароль

 

Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force: 'Planet Rock'
Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force: 'Planet Rock'
 
Благодаря смешению синтетических битов Kraftwerk и простых мелодий с нью-йоркским рэпом, 'Planet Rock' может считаться произведением, давшим рождение совершенно новому музыкальному жанру - хип-хопу. Вот как это произошло…   

Afrika_BambaataaЧеловек и машина, транспортация рэпа к электро. Именно это (в контексте популярной музыки) лежало в основе выпущенного в 1982 году сингла, который трансформировал рэп путем смешения брейк-битов, вокодера и синтезатора Fairlight, одного из первых экземпляров в Америке, для того, чтобы создать компьютеризированный, футуристический, роботоподобный фанк, проложивший дорогу для танцевальной музыки, транса, техно и хауса, и который был первым хип-хоп/R&B трэком, в котором была применена драм-машина Roland TR808.

По большей части, за открытие этой новой страницы в истории музыки ответственны три человека: Afrika Bambaataa, один из первых диджеев Южного Бронкса, который способствовал укреплению позиций хип-хопа в начале 80-ых со своей командой Soulsonic Force; продюсер и аксакал танцпола Arthur Baker; а также клавишник John Robie. Вдохновленные звуком германской электропоп-группы Kraftwerk, Bambaataa и Baker воспользовались услугами Robie для того, чтобы направить свою музыку в новое русло, и на 'Planet Rock' они добились своей цели при помощи пары произведений Kraftwerk: 'Trans-Europe Express', из которого они позаимствовали мелодию, и 'Numbers', откуда они переписали ритм-партию.

Истоки хип-хопа

Основополагающая фигура нью-йоркской брейкданс-сцены, Afrika Bambaataa был организатором и участником уличной банды Savage Seven (позднее Black Spades) в районе Бронкс до того момента, когда поездка в Африку изменила его жизнь и вдохновила его создать Zulu Nation и предложить подросткам уличную форму музыки в качестве альтернативы жизни в бандах. На сцене звукозаписи он впервые появился в качестве продюсера сингла 'Zulu Nation Throwdown' для своей группы Soulsonic Force, а затем продюсировал другие группы, такие как Cosmic Force и Jazzy 5. Затем Bambaataa подписал контракт с Tommy Boy Records в начале 1982 года и дебютировал уже как артист с синглом 'Jazzy Sensation'. Его следующим релизом был альбом 'Planet Rock'.

"Тогда не было такого понятия, как хип-хоп," рассказывает Arthur Baker. "Это был просто рэп поверх битов, и большинство битов, которые люди использовали, были либо из диско-трэков, либо из фанк-трэков. Разделения между диско, фанком и рэпом не существовало. Это называлось рифмовкой. Люди просто рифмовали поверх брейков. В первый раз я услышал рэпперов в Бронксе, где люди в парке читали поверх музыки. [Латиноамериканский R&B артист] Joe Bataan рассказал мне о них, и это было примерно так: 'Чувак, кто-то сделает на этом миллионы долларов.' И сам я, естественно, подумал, что это интересная штука. Знаешь, я не смеялся над этим, потому что я стремился к тому, чтобы знать, что происходит на улицах."

Рок в Рэп

Уроженец Бостона, Baker рос поклонником мэйнстрим-рока, от David Bowie и Allman Brothers до Led Zeppelin и Rolling Stones. В то же время, он также любил Jackson 5 и продюсируемую Kenny Gamble и Leon Huff соул-музыку Филадельфии. В 1973, во время учебы и знакомства с синтезаторами в Hempshire College в Эмхерсте — экспериментальном либеральном университете искусств, известном своей студией электронной музыки, в которой тогда было больше игрушек, чем в любой профессиональной студии – он начал заниматься диджеингом, используя микшер и два проигрывателя, чтобы играть подборку записей раннего диско. После возвращения в Бостон, Baker закончил курсы инженера в Intermedia Studios (где был записан первый альбом Aerosmith) и стал заниматься продюсированием, взяв на себя управление  производством нескольких записей, которые помогли завоевать ему репутацию, когда их поставили в легендарном нью-йоркском клубе Paradise Garage. Среди них была запись Northend 'Happy Days'.

Находясь в движении между Бостоном и Нью-Йорком в конце 70-ых – начале 80-ых, Baker скоро увлекся расцветающй хип-хоп сценой и, после продюсирования нескольких не получивших успеха синглов, наконец-то добился признания, спродюсировав рэп-хит-новинку 'Rap-O-Clap-O' для Joe Bataan. Затем Tom Silverman предложил Baker возглавить проект на его новом рекорд-лейбле Tommy Boy Records. Этот проект оказался упомянутым выше 'Jazzy Sensation' Afrika Bambaataa (кавер-версией трэка 'Funky Sensation' Gwen McCrae, который был записан с группой Jazzy 5), включавший в себя также ранний ремикс от Shep Pettibone. После этого Baker единолично взялся продюсировать 'Planet Rock'.

"На 'Jazzy Sensation', я пошел в студию с группой, которая играла для записи Northend 'Happy Days'. Это была команда реально хороших молодых музыкантов из Куинс, включая клавишника Andre Booth, гитариста Charlie Street и барабанщика T-Funk, который какое-то время играл с James Brown. У Bambaataa и Jazzy 5 был выбор из двух записей, поверх которых они могли бы записать свой рэп," вспоминает Baker. "Это были 'Genius of Love' Tom Tom Club и 'Funky Sensation' Gwen McCrae, и я решил, что раз кто-то другой, возможно, тоже будет делать 'Genius of Love', нам следует выбрать 'Funky Sensation' и переименовать его в 'Jazzy Sensation'. Потом вышло так, что мы записали две версии: одну фанковую, известную как 'Bronx version', и другую ближе к диско, известную как 'Manhattan version', на которой пела моя (на тот момент) жена Tina B. Группа была просто счастлива от полученного результата, как и Tom [Silverman], потому что мы выбрали очень популярный трэк для кавер-версии, и в результате она была продана тиражом от 30,000 до 40,000 копий. Случай, когда делается «запись-ответ» в традициях R&B, и люди ее покупают."

Intergalactic

"На тот момент, никто не использовал драм-машин. Мы просто приходили с компанией отличных музыкантов, которые записывали отличный трэк, и продакшн был хороший – принцип «вызов-и-ответ» в записи был действительно важен, потому что с самого начала я считал, что внедрить некоторый элемент живого рэп-концерта было жизненно необходимо. Тогда, когда Tom был доволен тем, что мы сделали, он сказал: 'Окей, а теперь Soulsonic Force. Они следующие на очереди.'



Arthur Baker сегодня.

Как и в случае с 'Jazzy Sensation', студийное время для 'Planet Rock' было зарезервировано на Intergalactic, которую позже сделали известной Beastie Boys. Расположенная за углом от того места, где жил Tom Silverman, она вмещала классическую консоль Neve, 24-дорожечный магнитофон Studer и мониторы Urei, в дополнение к цифровому дилею Lexicon PCM41, ревербератору Sony и упомянутому выше синтезатору Fairlight — которого тогда ни у кого больше не было.

"Не то что бы у них были целые стены внешней обработки или стены клавишных," замечает Baker. "У них было несколько вещей, и мы в основном получили все наши эффекты из Lexicon PCM41, включая электронный вокодерный звук вокала Bambaataa. Он был пропущен через короткий – короткий дилей, почти как электронный фейзинг, и там еще был современный ревербератор Sony. Однако, кроме этого, на той записи не было кучи других эффектов.»

"Bambaataa хотел использовать в работе клавишника, который играл на записи, которая ему нравилась, и этот музыкант оказался John Robie, который теперь является моим самым старым другом. John все играл руками, ничего не было записано в секвенции на 'Planet Rock' — у нас не было секвенсора в то время. Я все еще работал в Лонг Айленд Сити, подметая пол на складах компании-дистрибьютора аудиозаписей, которая называлась Cardinal One-Stop, и когда мы выходили на обед и сидели на районе (многоквартирных домов, именуемых “projects”– прим. переводчика), я всегда слышал трэк 'Trans-Europe Express'. В тех условиях его мелодия была более сверхъестественной, чем обычно, с реверберацией от стен зданий. И опять же, по субботам я тусовался на Fulton Street в Бруклине, где я жил в то время, и заходил в музыкальный магазин, который назывался Music Factory, с братьями, Donnie и Dwight, чтобы посмотреть, что продается. Там всегда играл 'Numbers', тоже трэк Kraftwerk, который был реально динамичным, так что у меня появилась идея использовать комбинацию этих двух трэков для следующей записи Bambaataa, потому что бит на 'Trans-Europe Express' был слишком медленным.

"Bambaataa предложил использовать брейк из 'Super Sperm', и там было еще несколько других элементов – Tom определенно проигрывал кассету с записями идей, которую, по-моему, мы полностью игнорировали. В любом случае, так как мы пытались эмулировать звук Kraftwerk, когда мы пришли в студию, мы решили, что нам нужна драм-машина. Более того, после того, как мы услышали 808-ой, мы знали, что это то, что нам надо, так что я просмотрел Village Voice и увидел объявление, 'Человек с драм-машиной, $30 за сессию.' Его звали Joe, и у него был 808, так что мы заплатили ему, чтобы он пришел и сделал нам биты.

Afrika_Bambaataa

 Afrika Bambaataa в Нью Йорке, начало 80-ых. Фото: Janette Beckman/Redferns

"Мы поставили ему 'Numbers' и попросили скопировать бит, а затем Bambaata попросил его скопировать бит из 'Super Sperm', так что это мы сделали в первую очередь. Intergalactic была расположена на 9-ом этаже здания, а в день сессии лифт не работал. Так что John Robie и мне пришлось идти пешком восемь пролетов лестницы с его клавишными — Micromoog и Prophet 5 — и там мы вдруг как-то быстро подружились. На самом деле, мы осознали, что Kraftwerk могут подать на нас в суд, если мы используем мелодию из 'Trans-Europe Express', так что John сыграл другую мелодию струнных на всякий случай – она была на одной из дорожек на той же ленте – и это была мелодия, которую мы в результате использовали в трэке 'Play At Your Own Risk'."
 
Счастливые случайности

"Мы сделали всю музыку для 'Planet Rock' и 'Play At Your Own Risk' за одну сессию и на одном и том же рулоне ленты. Не позже на ленту – на самом деле мы использовали одни и те же барабаны и все остальное. Рэпперов в ту первую ночь там не было, так что рэпа там не было, но потом, когда я взял 'Planet Rock' домой и поставил ее для моей жены, я сказал ей, 'Сегодня мы сделали музыкальную историю.' Я знал это. У меня в голове не было никаких сомнений на этот счет. С самого начала я хотел, чтобы запись была слиянием культур, и я сказал, 'Мы сделали то, что Talking Heads пытались сделать, но наша запись будет продаваться и в центре, и на окраине.' Работая на складе музыкального магазина, я реально знал, что покупают обычные простые люди с улицы, и каждый раз, когда я слышал, как играет 'Numbers' в Music Factory в Бруклине, я видел черных парней в возрасте от двадцати и до сорока, которые спрашивали, 'Что это за бит?' Так что я знал: если мы используем этот бит и добавим элемент улицы, это сработает."

"Пытаясь скопировать то, что сделали Kraftwerk, я все сделал совершенно по-другому из-за того, что я слышу вещи странным образом, но все равно всё получилось правильно. Знаешь, как, к примеру, бас, играющий синхронно с бочкой – Robie у меня играл басс жестко в синхроне бочкой на протяжении всего трэка, а так как мы не могли программировать, мы замедлили ленту, так что бы все играло синхронно. Потом была идея убрать малый барабан и оставить только бочку и хэндклэпы [звук хлопка в ладоши – прим. переводчика]. Никто этого еще не делал, и то же самое можно сказать о еще нескольких вещах на той записи. Двадцать шесть лет спустя, набор «бочка и клэп» до сих пор используется в хип-хоп-записях – это создает настроение – но эта идея пришла мне, когда я сводил эту запись».

"Было много счастливых случайностей, когда мы делали подобные записи. Как, к примеру, оркестровый хит. Мы листали звуки на Fairlight, который, хотя и стоил в то время более ста тысяч долларов, мог делать только то, что сейчас может сделать компьютер за тысячу долларов. На Fairlight нельзя было сэмплировать, там были только зашитые сэмплы, так что мы использовали звук взрыва, клэпы и оркестр. Когда мы услышали звук оркестра, который, по-моему, нажал Tom, мы подумали, 'О, это классно. Надо использовать его.' Ни одна из этих вещей не была запланирована, мы просто открывали их или эти идеи приходили нам на ум в процессе работы. Но, когда я сел на метро до Бруклина в ту первую ночь, я знал, что мы сделали что-то особенное, и это было еще даже до того, как рэпперы сделали свое дело."

MC Popping

Как это бывает, рэпперам совершенно не понравился 'Planet Rock'. На самом деле основной причиной их желания поработать с Afrika Bambaataa и Arthur Baker был тот факт, что эти люди были создателями 'Jazzy Sensation'. А тут все было совершенно по-другому: похвальба каким-то странным битом, в который они никак не могли врубиться. Так было, пока MC G.L.O.B.E. не пришел на помощь.



Оригинальный список дорожек для 'Planet Rock' и 'Play At Your Own Risk', которые были записаны вместе на один кусок ленты.

"Он был гением в группе," утверждает Baker," и он придумал, что надо сократить строки в два раза по сравнению с обычным рэпом, который точно попадал бы в бит. Бит был таким быстрым, что рифмовать точно поверх него было бы слишком трудно, так что он создал новый стиль, который он назвал 'MC Popping'. Он сказал: 'Мы не исполняем рэп, мы исполняем MC Pop.' Так они исполнили MC Pop поверх бита, что вкупе с фантастической лирикой привело к тому, что весь трэк обрел форму. До сих пор я не знаю, откуда появилось название 'Planet Rock', но точно знаю, что всю лирику написал G.L.O.B.E., кроме припевов, которые написал я: 'Rock rock to the Planet Rock, don't stop.' А причина, по которой я так уверен в этом – тот факт, что я украл идею из другой записи, 'Body Music' группы Strikers, которая была отличным танцевальным трэком, и в ней была строчка: 'Punk rock to the punk rock, don't stop.'"

'Looking For The Perfect Beat'

В целом, вместе с работой Bob Rosa, который перезаписал некоторые партии, на запись и сведение 'Planet Rock' ушло около 30 часов, прежде чем сингл прошел мастеринг, а затем и ремастеринг. Arthur Baker взял ацетатный диск в музыкальный магазин Music Factory в Бруклине и буквально взорвал там акустические системы из-за избытка низа. Тем не менее, все хорошо, что хорошо кончается. В результате запись 'Planet Rock', на производство которой было затрачено $900, помогла укрепить позиции лейбла Tommy Boy и запустила хип-хоп в мейнстрим, одновременно открыв двери волне электро-хитов и родственных танцевальных жанров, появившихся вслед за этим.

Выпущенный в июне 1982 года, сингл не попал в Топ 40, но достиг четвертой позиции в R&B чарте, что сертифицирует его в качества настоящей классики хип-хопа, как и следующий релиз Afrika Bambaataa's, 'Looking For The Perfect Beat', который Baker описывает теперь, как "настолько же превосходный и совершенно оригинальный."

"На той записи ни у кого ничего не было заимствовано," говорит он. "После того, как вышел 'Planet Rock', появилась сотня других записей, которые звучали точно так же, как наш сингл, и мы даже выпустили 'Play At Your Own Risk' после добавления вокала и еще немного музыки. Это был, в общем-то, наш второй 'Planet Rock', и он продался тиражом около 300000 копий. Но тогда, сидя в квартире у Robie, мы спрашивали друг у друга, 'Что будем делать?' Мы находились под сильным гнетом потребности в выдаче хитов на-гора, который исходил не только от Tom, но и от нас самих, и от всех остальных. Все глаза были направлены на нас, и я помню, сказал: 'Чувак, мы ищем совершенный бит, и мы уже нашли его.' Я быстро сообразил, что это было бы хорошим названием для песни, поэтому опять поручил G.L.O.B.E. задачу написания текста, и он справился с этим, а я между тем добавил несколько случайных элементов, таких как лай, фразы 'beat this' и 'looking for the perfect beat.' Вместо того, чтобы дать Jay Burnett сделать это, [смотри колонку 'Крики'], я сам сыграл .

"John фактически был моим сопродюсером на 'Perfect Beat', и то, что мы уходим от мега-высокой позиции 'Planet Rock' и делаем что-то – это для меня было более интересным с точки зрения творчества, и в то же время избежать провала в этом случае уже было бы достижением. Зачастую, после того как люди занимают высокую позицию, они возвращаются обратно в свою клетку и делают вещи, которые невозможно слушать. Однако мы сделали экспериментальную и в то же время коммерчески успешную запись."

После Afrika

После своего успеха на Tommy Boy, Arthur Baker основал свой собственный Streetwise Records лейбл и в 1982 году подписал New Edition. В следующем году он написал музыку для клубного хита на сингле 'Confusion' группы New Order, а в середине 90-ых продолжал работу в жанре мейнстрим-рок в качестве продюсера и/или ремикшера таких артистов, как Diana Ross, Jeff Beck, Hall & Oates, Debbie Harry, David Bowie, the Pet Shop Boys, Cyndi Lauper и Al Green. После этого, с момента переезда в Великобританию, он работал над проектами совершенно разных по направлению артистов, от Babylon Zoo до Robbie Williams, при этом среди его самых новых занятий – компиляция для лейбла Ministry Of Sound, которая является одной из частей серии Masterpiece, написание сценария для фильма под названием Paintbox, и диджеинг в США в октябре этого года.

"Когда танцевальная музыка поднялась на вершины, я получал заказы на ремиксы, которые принесли мне кучу денег, и при этом мне не надо было иметь дело с рэпперами," говорит он, полушутя. "Я помню, когда я спросил MC G.L.O.B.E., может ли он написать текст о ренегатах для 'Renegades Of Funk', он сказал, 'Арти, я не пишу рэп про ренегатов.' Я сказал, 'Так, погоди-ка. Malcolm X был ренегатом, Martin Luther King был ренегатом.' Я направил его в это русло, и он написал отличную лирику. John и я сопродюсировали 'Renegades Of Funk' [1984] и это была одна из последних вещей, которые мы сделали с Bambaataa. После этого, мы сделали 'Frantic Situation', которая, в общем-то, полный шлак, но из всех записей, которые я сделал, я бы сказал, что 'Planet Rock', 'Looking For The Perfect Beat' и 'Renegades Of Funk' – три записи, которыми я горжусь больше всего." 0

Крики

"Идея с называнием различных городов была заимствована от James Brown, который всегда говорил что-то типа 'Эй, Атланта,' или что-то типа того. Я подумал, что это будет интернациональная запись, а раз уж мы говорим о планете, тогда давайте напишем названия всех этих городов, а не только городов Америки. Вот поэтому в результате мы называли Берлин, Лиссабон, Лондон и т.д. Нам нужны были названия разных географических точек на записи, на которой был Bambaataa, и это была моя идея использовать схему «вызов-ответ». Мы сделали так на первых трех записях Soulsonic, потому что я просто чувствовал, что так людям будет легче установить эмоциональную связь с этой музыкой.



Список мест, которые нужно было назвать на 'Planet Rock', был написан на обратной стороне списка дорожек.

"Я думаю, без рэпа трэк остался бы революционным, изменившим направление музыки, но получилось бы так, что один элемент отсутствует, и тогда этот трэк не стал бы хитом. В том виде, как это есть на трэке, каждая часть играет свою роль, как и каждый человек, вовлеченный в его создание, включая Jay Burnett, который отлично сработал в качестве инженера и чей голос вы слышите в строчке 'rock rock to the planet rock, don't stop.' Он на самом деле попросил меня, 'Можно, я сделаю это? Можно, я сделаю этот голос?' Я сказал, 'О, конечно,' а потом, спустя пару месяцев он захотел получить пункты на этой записи! [вид гонорара, представляющий собой долю дохода с продажи записи – прим. переводчика] Не он придумал эту фишку, так что на следующей записи Bambaataa, 'Perfect Beat', я сам исполнил эти небольшие вокальные партии, чтобы быть уверенным, что никто не будет требовать с меня пункты."

Машинная Музыка

"В результате, танцевальная музыка стала разновидностью социалистической формы искусства", объясняет Arthur Baker. "Теперь у каждого есть одинаковое оборудование, так что люди просто используют свои творческие способности и смотрят, что из этого получается. Ты знаешь, кто-то бы обязательно сделал первую запись, на которой в очень большой мере использовались бы машины, и просто так получилось, что этими людьми стали мы благодаря звуку и драм-машине. Если бы это не были мы, то в какой-то момент кто-то другой вдохновил бы людей на покупку драм-машин и синтезаторов. Когда мы использовали их, мы не собирались заставлять их звучать, как настоящие живые инструменты, в то время как группы, подобные Human League, старались сделать так, чтобы запись с использованием машин, как, например, 'Don't You Want Me Baby', звучала как живая группа. Это не то, что мы стремились сделать.

"Когда мы сделали 'Planet Rock', мы не хотели отличаться. Просто так вышло, и сначала мы хотели идти дальше в этом направлении. Однако затем мы пошли по другому пути на записи 'Looking For The Perfect Beat', в сторону сумасшедшего настроения, настроения чокнутого профессора, в то время как другие занимались созданием рэп-записей. Вот что я имел в виду под 'сделай круче'. Мы точно бросали вызов Sugarhill, Def Jam и остальным лейблам — 'Вы не сможете понять, что мы вот тут делаем.' Конечно, там присутствовал элемент эго, но в конце концов, когда я слушаю 'Perfect Beat', я думаю, по коже у меня бежит еще больше мурашек, чем когда я слушаю 'Planet Rock'."

Источник: soundonsound.com
Автор: Richard Buskin ( Опубликовано в SOS ноябрь 2008)
Перевод: beat-maker.ru
обсуждение



нет сообщений на эту тему
Новое сообщение:
Имя:
Тема сообщения:
Текст:
Введите код изображенный на картинке: