логин
пароль

 

Работа продюсером с Eminem и Fiona Apple
Работа продюсером с Eminem и Fiona Apple

Майк Элизондо прошел путь от верного помощника Dr Dre, с которым он записал несколько лучших хип-хоп хитов за последние годы, до независимого продюсера–инноватора.

mike elizondoМожет быть, и не каждый знает его имя, но Майк Элизондо участвовал в записи огромного количества хитов. Около 10 лет назад его имя стало появляться на официальных релизах, и с тех пор он принимал участие в записях огромного количества музыкантов в качестве басиста, клавишника, гитариста. Он работал с Eminem, 50 Cent, Jay-Z, Ice Cube, Dr Dre, Snoop Dogg, Xzibit, Macy Gray, Sheryl Crow, Ry Cooder, Avril Lavigne, Ricky Lee Jones, Gwen Stefani и многими другими.

Большое количество исполнителей хип-хопа в этом списке объясняется его тесным партнерством с Andre Young, известным как Dr Dre. Элизондо работал над инструментальной версией сольного альбома Dr Dre 1999 года «2001», и они закончили тем, что вместе писали и работали над материалом альбома. Элизондо и Dr Dre приняли участие в создании таких хитов современной музыки, как 'The Real Slim Shady' и 'Just Lose It' для Eminem, 'In Da Club' для 50 Cent, 'Let Me Blow Your Mind' для Eve и Gwen Stefani, 'Family Affair' для Mary J Blige, и еще некоторых. Потом Элизондо стал независимым продюсером. Альбом Fiona Apple «Extraordinary Machine» был первым альбомом, над которым продюсер работал полностью самостоятельно, и который был отлично встречен; в то же время Элизондо так же работал над альбомом Pink «I'm Not Dead».

Без границ

Во время  нашего разговора с Элизондо он находится у себя дома в Лос-Анджелесе, где живет с женой и тремя дочерьми и имеет ультрасовременную звукозаписывающую студию. Он говорит: «Мой отец – профессиональный музыкант и коллекционер музыкальных записей, поэтому я вырос с пониманием того, насколько широк диапазон музыкальных стилей. Все направления, от  P-Funk до Al Green, до Jimi Hendrix, до the Beatles и John Coltrane. Мне действительно посчастливилось слушать музыку без ограничений. Когда я работал бас-гитаристом, автором песен и музыкальным продюсером, я пытался использовать такой же подход – то есть не ставить ограничений и быть открытым для любых впечатлений. Не хочу я все раскладывать по полочкам.

Я начал играть на саксофоне, когда мне было 12, на басу  в средней школе, в 14, потому что там не было других бас-гитаристов. Это значит, что мне не пришлось ни с кем соревноваться, и я стал лучшим басистом школы! Причина, по которой я продолжил играть на басу, в следующем – меня очень привлекает то, что когда играешь на акустической или электрической бас-гитаре, или партию баса на клавишных – ты становишься связующим звеном между ритмом и мелодией. Еще мне нравится не быть солистом или лидер-гитаристом, а оставаться на заднем фоне, зная о своей важной роли и о том, что не все обращают на меня внимание».

Элизондо в качестве автора песен и продюсера точно так же играет важнейшую роль в создании музыки – без привлечения особого к себе внимания. Для него работа продюсера и игра на бас-гитаре – одинаковые по важности занятия. «Мне кажется, что многие бас-гитаристы способны слышать все в аранжировке: все, что исполняют ударные, вокал, гармонические инструменты, и как играть с ними. Без сомнения, это значит, что вы слушаете музыку с позиции продюсера. Мне нравится все, что связано с процессом создания музыки, будь то деятельность продюсера, написание песни или просто игра на бас-гитаре. Я одинаково трепетно отношусь ко всем этим занятиям, поэтому я и продолжаю работать в качестве сессионного музыканта. Но, конечно же, сейчас, с огромным выбором предложений работы для меня, я очень избирательно отношусь к сессиям, в которых буду принимать участие.



До сих пор, основной инструмент Элизондо – бас-гитара, и он остается востребованным музыкантом.

Присоединение к The Firm

Основополагающий момент в карьере Элизондо – присоединение в возрасте 24 лет к Dr Dre в 1996 году для записи The Firm (с участием Nas, AZ и Foxy Brown) по рекомендации старого школьного друга, Richard 'Segal' Huredia, который работал с Dr Dre звукоинженером. В это же время Элизондо работал с такими известными продюсерами, как T-Bone Burnett, Matthew Wilder, Matt Wallace, Glen Ballard и Steve Lindsey, но сотрудничество с Dr Dre подняло его на новый уровень.

«Я пришел и сыграл несколько басовых партий, и они, к счастью, смотрелись гармонично», - вспоминает Элизондо. «Он приглашал меня на новые сессии записи, что позволило мне больше заниматься написанием песен – начиная с песни Eminem 'The Real Slim Shady' [2000], а затем перейти к работе продюсера. То, что я делал с другими продюсерами, также открывало много возможностей, но с Dre я получил первый опыт написания песен и продюсерской работы».



Запись в Phantom Studios осуществляется с помощью большого рэка Pro Tools и микшера/контроллера SSL AWS900.

Песня 'The Real Slim Shady' была издана синглом, как часть альбома Eminem's The Marshall Mathers LP (2000). «Альбом был уже сведен, и у нас была возможность убить немного времени в студии, - и эта песня появилась таким же образом, как и остальные. Мы начали с бита, который Dre запрограммировал на  MPC3000. Тогда мы работали с клавишником Tom Coster Jr, который играл этим клавесиноподобным звуком, я играл на бас-гитаре, и мы вместе придумали партии, которые вошли в трек. Eminem был в студии, и, когда он услышал кусочек, то немедленно заметил его и придумал направление для развития композиции. Позже я дублировал партию бас-гитары при помощи синтезированного звука, который я запрограммировал на Nord Lead.

MPC – самый любимый инструмент Dr Dre. Он стал основным инструментом во многих направлениях, потому что очень музыкален и интуитивен. У нас под рукой большое число звуковых библиотек для него. Иногда мы используем записанный сэмпл, чтобы создать небольшой луп, иногда можем наложить на него бочку или малый барабан – но чаще Dre хочет, чтобы все партии были разделены, поэтому предпочитает программировать все в MPC. Когда у вас есть готовый луп, то все, что вы можете сделать с его балансом – только изменить уровень высоких или низких частот. Так что ударные обычно прописывались с нуля в MPC.

MPC – это мозг всего проекта, от которого заведен MIDI clock. Во время сессий с Dre мы использовали две или три музыкальные станции, на моей станции были установлены гитарные, бас-гитарные и синтезаторные плагины, это обычно был G5 с какими угодно программами – от Reason до Logic, и целая библиотека звуков, сэмплов и синтезаторов. У меня есть библиотеки от Native Instruments и сэмплер ESX  для Logic. Так же я использую луп-машину, которая получает сигнал MIDI clock, и позволяет делать лупы гитары и бас-гитары. Это может быть 4, 8 или 16-тактная фраза, и я могу вступить в запись и выйти из нее точно в данное время лупа, который синхронизирован с MPC.

Основная луп-машина, которую я использую – Repeater фирмы Electrix. Он сделан, в первую очередь, для ди-джеев, чтобы захватывать кусочки записей; если нужно запрограммировать ритмический рисунок, и потом сделать луп – он работает с MIDI, то есть, в целом,  он позволяет сделать луп, звучащий в нужном темпе. К нему можно подключить бас-гитару или Fender Rhodes – все что угодно, и он позволяет вам записываться синхронно по сигналу MIDI clock. Что касается G5, в то время это был единственный компьютер от Apple, достаточно мощный, чтобы обрабатывать множество слоев звука без сбоев. На сегодняшний день, у Apple появились лэптопы с процессорами Intel Core, так что вы можете обладать всей мощью G5 в обычном лэптопе.

Еще несколько хитов, в которых принимал участие Элизондо, такие как 'In Da Club' 50 Cent и 'Family Affair' Mary J Blige, были записаны похожим образом: с Dre, клавишником и Элизондо в качестве аккомпаниатора. «В хороший день мы записывали по 10 – 15 вариантов одной сессии», - говорит басист. «Вместо того, чтобы разбить все партии на звуки, мы делали хороший микс музыкальной мысли в стерео, записывали его и двигались к следующему варианту. Мы записывались на DAT, сейчас пишем на CD-R, но задача одна и та же – быстро записать все идеи, которые у нас есть. Инженеры записывают каждый звук - так что, когда артист приходит поработать над определенной песней, мы сразу же можем все воспроизвести».

Dre и я написали 'In Da Club' для другого исполнителя, и песня пролежала несколько месяцев, прежде чем приехал 50 Cent и мы сыграли ему композицию. Он сразу ее прочувствовал, начал писать, и очень быстро сделал привев и вступление. Трек был закончен вскоре после начала работы над ним. В песне 'Family Affair' Dre снова использовал MPC3000, меня и клавишника, выдающего одну идею за другой. Потом Mary J Blige записала вокал к этому треку.

Машина с человеческими свойствами

Пожалуй, самый значимый инструмент в арсенале Элизондо – наследник MPC3000, MPC4000. «MPC4000 – это инструмент, с помощью которого я приобрел все свои навыки работы с секвенсорами, использование его остается самым быстрым для меня способом производства секвенций. Я много занимался работой с секвенциями в Logic, но я умею работать с MPC4000 на автомате. Поэтому, я часто использую звуки Logic, делаю секвенции на MPC. Для меня работа с компьютером и с музыкальной рабочей станцией сильно различаются. В работе вышеназванного инструмента есть некоторые неточности, которые делают ее почти похожей на человека. Они очень интуитивны, можно хорошо их чувствовать, и проще управлять ими, чтобы добиться определенного характера. У MPC4000 есть свой характер - точно так же, как у старой драм-машины SP1200 есть определенный свой, или у Roland 808.

«Для меня есть один очень спорный момент, связанный с большими экранами компьютеров. На что мы смотрели, когда занимались музыкальной записью в недалеком прошлом? Да ни на что. Сегодня мы смотрим в экраны, и иногда мне хочется вернуться в те дни, когда мы просто слушали ушами. Я поставил свои дисплеи таким образом, что могу отвернуть их от звуковых мониторов. Иногда это определенно помогает. Компьютер – замечательная вещь, но мне не всегда нравится смотреть в него. Я разделил свои компьютеры на две части. Один компьютер отвечает за программные синтезаторы и клавишные, на другом установлен Pro Tools. Когда я работаю в Pro Tools, мне не нужно обращаться к клавишным, и наоборот. При всем при этом, мне удобнее всего работать с MPC4000. Я, конечно, могу его забросить через пару лет и работать только с компьютером, но пока я к этому не пришел.

Переходя границы

«Когда вокальные партии записаны, мы меняем свой образ работы, больше внимания уделяя аранжировке в целом, где можно попытаться «оживить» некоторые части, такие как припев. В стиле хип-хоп постоянно повторяются 4 или 8 тактов, и задача в том, чтобы сделать их звучание интересным, попытаться изменить аранжировку во втором куплете так, как нигде больше в песне. Изменения могут быть практически на пороге восприятия, но могут внести определенное настроение или фактуру. Не смотря на то, что основа трека в хип-хопе не меняется, вы можете украсить его части, основываясь на ритме вокальных партий или смысле слов песни.

Украшательство – дело проб и ошибок, приходится пробовать разные партии, различные звуки клавишных и секций, к примеру, в песне 'In Da Club' появляется гитарная партия из 8 нот, и т.п. В песне 'Family Affair' мы приспосабливали аранжировку к куплету, припеву и связующей части. Думаю, мы добавили струнную партию после второго куплета, где она переходит в действительно вихревой вокал. Мы, кажется, добавили в нескольких местах немного аккордов Fender Rhodes и струнных пэдов, чтобы оттенить настроение, с которым она поет. И, наоборот, в песне Eminem's 'Just Lose It' не потребовалось много дополнительных украшений, так как все, что нужно он выражал своим вокалом.

У каждой песни – свои сложности. Хотя гармоническая прогрессия одна и та же на протяжении всей песни, вы можете вытянуть определенные кусочки, чтобы придать песне форму - вместо того, чтобы она слушалась как стерильный луп без каких-либо изменений. На самом деле, очень сложно сделать так, чтобы четырехтактовый луп или гармоническая прогрессия звучали интересно на протяжении трех с половиной минут, как-нибудь раскачать припев, к примеру. Многие оттенки рождаются, когда мы вместе занимаемся сведением. Dre очень умело работает с миксом, он предложит, какие вещи добавить и что убрать».



Некоторое оборудование в рэках  Phantom Studios. Слева, сверху вниз: микшер Manley, 2 прибора MOTU MIDI Timepiece synchroniser, 2 интерфейса MOTU 828. Справа, сверху вниз: CD мастер-рекордер Alesis Masterlink, процессор эффектов TC Electronic Fireworx, процессор эффектов Yamaha SPX200, параметрические и графические эквалайзеры API, компрессоры Tube-Tech CL1B и Teletronix LA2A.

Переход к цифре

Удивительно, но только к четвертому альбому Eminem The Eminem Show (2002) Dre и Элизондо начали использовать цифровую запись. Элизондо объясняет долгое пристрастие к аналоговой записи следующим: «Первые два альбома Eminem, над которыми мы работали -  The Slim Shady LP [1999] и The Marshall Mathers LP [2000], были записаны на двухдюймовую пленку, в первую очередь по причинам звучания. Качество звука очень важно для Dre, он прекрасно умеет уложить все партии в трек. Я многому научился, наблюдая за тем, как он работает с деталями - и количеству времени, которое тратится на получение звука малого барабана или баса. Но когда в соревнование за качество звука вступил Pro Tools с платформой HD и своими 192-ми интерфейсами, мы начали использовать его, по большей части из-за скорости работы.

Работая в аналоге, для монтажа приходится брать бритву и резать ленту, но с Pro Tools появляется возможность делать монтаж мгновенно. В аналоге нам приходилось постоянно играть все партии от начала до конца. Даже когда партия игралась как луп, в ней присутствовали человеческие особенности.  Сейчас в  Pro Tools у нас есть возможность создавать лупы. Зависит от композиции - хотите ли вы, чтобы там присутствовали «живые» элементы или все было расставлено строго по тактам. В 'The Real Slim Shady' я сыграл всю партию баса целиком, но в песне 'In Da Club' 60-70 процентов – секвенции.

К моменту, когда мы записывали 'Just Lose It' (хит Eminem 2005г.), нас полностью захватил процесс работы в Pro Tools. В этой песне много секвенций. Кажется, партия баса в песне была сделана при помощи программного синтезатора Minimoog Arturia, а основной клавишный рифф – на программном синтезаторе Plastix; еще один сэмпл сыграл клавишник Mark Batson – это был случайный набор кусочков перкуссии из библиотеки сэмплов. Песня была сделана преимущественно на программных синтезаторах, на G5.

Фантомная мощь

К тому времени, как Элизондо работал над 'Just Lose It', он уже имел большой послужной список как автор и сопродюсер множества хитов. Упоминания его имени как соавтора Dre, по словам Элизондо, было признанием «его вклада в основную часть музыки и работой над аранжировками». В результате, у жителя калифорнии появилась приличная сумма денег, которую, как и большинство музыкантов в подобном случае, он потратил на строительство своей студии. Она называется Phantom Studios и основана на аналоговой микшерной консоли/контроллере SSL AWS900 и трех интерфейсах Pro Tools 192.

«Размер студии – около 1000 квадратных футов, там есть комната для записи, контрольная комната и комната отдыха», - объясняет Элизондо. «Так как у меня есть семья, мне хотелось, чтобы студия находилась недалеко от дома. Также мне хотелось иметь студию, в которой было бы все, что мне нужно, и я имел возможность заниматься творчеством прямо на месте. Еще мне хотелось, чтобы студия была достаточно комфортна для известных артистов, и где я бы мог работать с людьми, у которых не настолько большой бюджет. Для меня способность делать то, что я хочу – самая важная свобода».

«В начале, когда я построил студию, у меня там был пульт Pro Control, но вскоре после того, как строительство студии было полностью закончено, фирма SSL объявила о выходе рабочей станции AWS, и мне пришлось сделать перепланировку, чтобы поставить этот пульт. Для меня эта консоль является огромным преимуществом – это аналоговый микшер с эквалайзерами SSL и всем остальным, также он позволяет управлять Pro Tools. Просто здорово иметь возможность делать все в Pro Tools, а затем иметь возможность послать это в 24 канала для микширования.

«Мне нравится по максимуму использовать достижения аналогового и цифрового мира. Мне нравится помещать рядом немного цифровой точности и аналоговой теплоты. У меня есть различные аналоговые приборы, такие как Urei 1073, API 5050 и 5060, Avalon, Universal Audio, Urei 1176, Neve 2254, линейный микшер Manley  и т.п. Это сочетание старого и нового оборудования. У меня также много микрофонов, таких как Telefunken M250, который превосходен для вокала; Royer 122, который я люблю; и, я большой поклонник Blue Bottle, который, пожалуй, самый универсальный микрофон, который у меня есть. Невероятно. У меня есть также пара C12, U67, U47, микрофоны Sennheiser, SM57, и т.п.»

Хотя консоль AWS играет определяющую роль в интеграции всего аналогового богатства с цифровой системой Элизондо, он далеко не приверженец только ретро. «Я просто сумасшедше окружен плагинами», - говорит он. «У меня есть каждый выпущенный плагин, все – от Waves до Digidesign. Недавно мне пришли плагины SSL от Waves, которые предоставляют удивительно аккуратную компрессию и эквалайзер, основанный, как мне кажется, на линейке пульта  SSL G-series.

Также я большой поклонник программных синтезаторов. Ничего не может превзойти аналоговые инструменты, такие как Fender Rhodes или Wurlitzer, но в контексте трека вы не станете доделывать все недостающие мелкие детали программного синтезатора, чтобы его нельзя было отличить от настоящего. Не каждый может позволить себе иметь все синтезаторы мира, пусть они будут только у немногих. Тем не менее, за многие годы я собрал несколько синтезаторов, таких как Fender Rhodes, Wurlitzer, старый Clavinet, Minimoog, Prophet 5, Roland Jupiter 8, Oberheim OB8 и Juno 106. Мне нравятся настоящие синтезаторы, и, к счастью, у меня есть место для них».

Второй кусок яблока

Студия Элизондо заработала с осени 2004г, и он сразу же начал работать над песнями Pink для ее альбома I'm Not Dead (из этих сессий только трек 'I Got Money Now' вошел в альбом). Самым заметным достижением стала работа над альбомом Fiona Apple Extraordinary Machine в качестве музыканта, аранжировщика и главного продюсера – процесс записи альбома занял достаточно много времени. Несмотря на тот факт, что два первых альбома Apple стали платиновыми в США, Sony/BMG отказалось издавать этот альбом, релиз которого появился в начале 2003г. Альбом был записан с участием аранжировщика и продюсера Jon Brion, и лейбл посчитал его слишком эстетским и абстрактным. Взбешенные этим фактом фанаты начали борьбу за релиз, и записывающая компания возобновила диалог с Fiona Apple. Скорее всего, на Apple оказал влияние тот факт, что когда несколько треков просочилось в интернет, многие слушатели согласились с записывающей компанией с тем, что напыщенные оркестровые аранжировки композиций были натянутыми и неестественными. Apple согласилась перезаписать свои песни с другим продюсером, и в начале 2004г стала работать с Элизондо.

 «Мне показали материал, над которым Fiona работала с Jon Brion. По какой-то причине ей захотелось другой интерпретации материала», - вспоминает продюсер и басист. «Я использовал его версии, чтобы понять материал, сидя за пианино изучить аккордовые прогрессии и почувствовать настроение вокала. Я ничего не использовал и не заимствовал из того, что сделал Jon. Не могу сказать, что у него были демо-варианты, но мне их предоставили как плацдарм для дальнейшей упорной работы, и разница в этом была небольшой. Я одновременно работал над тремя-четырьмя песнями одновременно, а затем показывал их певице».

Элизондо называет себя большим поклонником Mitchell Froom, и работа над материалом Fiona Apple несомненно вызывает ассоциации с творчеством Froom. Странные звуки появляются здесь и там, не отвлекая от песен. «Альбом был фактически записан до того, как моя студия была закончена», - объясняет Элизондо. «Так что, до того как была построена студия он делался в спальне здесь в доме, на Pro Tools, небольшом контроллере и нескольких модулях Neve».



Некоторые из большого числа старых клавишных Элизондо: Сверху вниз: струнный синтезатор Moog Opus 3, синтезатор Moog Prodigy и электропианино Wurlitzer EP200.

«Я делал наброски основных треков, а затем приглашал других музыкантов улучшить их. Мы использовали комбинации из программных синтезаторов и настоящих синтезаторных звуков. Было несколько звуков Mellotron и Chamberlin из библиотек сэмплов, в остальных случаях мы использовали настоящие синтезаторы. Иногда мы работали в Gigastudio, чтобы получить некоторые отличные звуки струнных или арфы - что то в этом плане. Если честно, мы использовали все, что нам было доступно на тот день. Странные звуки в начале и конце 'Get Him Back' взяты из библиотеки клавишника Keefus Ciancia. В треке 'Timps' я запрограммировал ритм на MPC4000, мне показалось, что он хорошо прозвучит с вокалом Fiona. Затем мы добавили к нему настоящие маримбы, вибрафон, пианино и множество клавишных, я наиграл партию баса на Minimoog. Я почувствовал, что партии Fiona взывают к чему-то неземному.

Мы пробовали в каждой песне сделать что-то уникальное. Мне нравится выходить за обычные рамки с интересными звуками и аранжировками, но, в то же время, следовать за концепцией артиста». В этом он преуспел более чем многие.

Источник: soundonsound.com
Автор: Paul Tingen (Published in SOS July 2006)
Фото: Eden Bakti
Перевод: beat-maker.ru
обсуждение



нет сообщений на эту тему
Новое сообщение:
Имя:
Тема сообщения:
Текст:
Введите код изображенный на картинке: